Часть I. Ловушки сознания

Догмы...    Сверхобобщения...    Убеждения...

Основная цель когнитивного терапевта заключается в том, чтобы помочь человеку тем или иным способом избавится от ненужных ему, ложных убеждений, которые могут формироваться в далеком прошлом и продолжать воздействовать на него всю последующую жизнь.

Основоположники когнитивной психотерапии, Альберт Эллис и Аарон Бек неоднократно в своих публикациях обращали внимание на то, что человеку очень часто свойственны некоторые вещи, которые я называю «ловушками» нашего сознания. Они свойственны ему именно в силу уникальности нашего сознания. Буквально на первом визите работы с пациентом я говорю ему о том, что действительно возможно, что сознание человека уникально поскольку мы больше не сталкиваемся с себе подобными существами. Возможно мы единственные во всей Вселенной существа. В силу этой уникальности, естественно для такой супермашины ,которой является наше сознание возможны какие-то помехи ,ошибки или “зависания”, как это сейчас модно говорить. Так вот такими «зависаниями», являются следующие: прежде всего наше сознание очень часто мыслит догматически, оно склонно видеть все либо в белом цвете ,либо в черном. Реальность же состоит из полутонов. Во-вторых, мы люди? очень часто склонны к преувеличению одних событий и преуменьшению значения для нас других событий. В-третьих, мы очень часто любим обобщать (этот термин широко используется в работах Эллиса). Сверхобобщать: «у всех все хорошо, только у меня плохо», «все хорошие, я один плохой» и т.д. и т.п.

Кроме того, наше сознание имеет склонность к катасрофицированию – «это ужасно, я этого не переживу, все пропало, мне конец». Кроме того, мы часто имеем склонность к глобальным оценкам к навешиванию ярлыков: этот человек хороший, этот человек плохой, этот глупый и т.п. На самом деле в реальности все не так. Реальность показывает нам, что данный человек в данной конкретной ситуации может быть очень умным а в другой конкретной ситуации может быть наоборот глупым и некомпетентным. Кроме того, наше сознание зачастую склонно руководствоваться такими понятиями, как интуиция. Я очень часто слышу от своих пациентов: «Интуитивно я чувствовал, что он плохой человек», «Интуитивно я понимала, что делаю что-то не так».Это в общем-то вещи недоказуемые. Уже на третьем везите, я часто задаю своим пациентом следующий вопрос, и многие отвечают на него довольно точно, я спрашиваю: «Чем мы вообще занимаемся? Как вы считаете? Попробуете сформулировать». И многие пациенты дают приблизительно такие ответы «Мы пытаемся рассматривать мир таким, какой он есть, вы пытаетесь научить нас смотреть правде в глаза».Но это, в общем-то, неточные ответы, потому что точный ответ заключается в том, что я пытаюсь обратить внимание пациента на собственные убеждения, собственные мнения, собственные идеи относительно тех или иных событий его жизни и научится отказываться от этого, научится говорить себе, что это неверно, что это ложные убеждения и мне надо с ними поработать.

Неоднократно основоположники когнитивной психотерапии подчеркивают, что на работу с некоторыми убеждениями, даже понимая его ложность, его вредное воздействие на самого пациента уходят не то, что месяцы, а годы упорного труда.

Собственно говоря я считаю, что многие болезненные состояния, связанные с нашей психикой являются следствием неправильного использования языка, неправильного стиля мышления. Изменения этих стилей, подбор новых стилей и является задачей когнитивной психотерапии. Во многих работах Эллиса мы находим заявление о том, что тому или иному пациенту он не смог помочь потому что его мышление было чересчур догматичным. Я так не считаю, потому что, каким бы догматичным оно не было изменения возможны. Другое дело, что очень часто вследствие когнитивной психотерапии нам приходится сталкиваться с саботажем клиента, с его нежеланием производить эти изменения, с его нежеланием принимать эти изменения, которые иногда начинают происходить с ним, а он этому сопротивляется. И тогда пациенты перестают приходить на визиты, причем часто это делается в форме опозданий, переноса визита на другое время и т. д. и т.п.

Последователи этих двух ученых пишут о том, что непосредственно после таких проявлений надо попытаться объяснить клиенту, что значит для него саботаж, почему он саботирует и надо заниматься непосредственно теми мыслями, которые лежат в основе саботажа .

В заключении хочется сказать следующее: у некоторой части больных, с которыми я работаю, складывается впечатление, что я хочу сделать их «пофигистами», это не совсем так. Дело в том, что есть грубо говоря два вида мышления: медитативный стиль мышления и конфликтный стиль мышления. Очень хорошо эти сочетания мы можем найти в пятой симфонии Шнитке.

Человечество уже давно задумывалось о том, как перейти от конфликтного стиля мышления к неконфликтному и примерами тому служат даже некоторые цивилизации. На примере Тибета и последователей тибетских лам мы видим, как народ поначалу воинственный, который стремился к завоеванию и отстаиванию собственной территории, потом вдруг изъял оружие и стал жить по другим законам, которые разительно отличаются от всего другого, что мы можем найти сейчас в человечестве. И видимо такой стиль мышления, медитативный стиль мышления, хотя бы отдельные его проявления должны сочетаться у человека с конфликтным стилем мышления, с тем стилем, когда по высказываниям одного моего клиента человек превратился в человека-акулу, которая не знает, что такое радость жизни, что такое тишина и спокойствие, а который привык только глотать и переваривать, глотать и переваривать.

Статья опубликована 15 октября 2010


Сайт создан в системе uCoz